Один из поводов для волнений любого путешественника – услышать в аэропорту, что по купленному билету в самолете нет места. Не менее неприятно услышать такое же и при заселении в отель – что, несмотря на бронь, выбранный номер уже занят. Все это объясняется таким понятием как овербукинг. Оказавшись в подобной ситуации, важно понимать все варианты решения проблемы и знать свои права.
Суть понятия овербукинг
Точный перевод с английского гласит, что слово «overbooking» означает избыточное бронирование или сверхпродажа.
Наиболее часто это понятие рассматривается применительно к пассажирской авиации и туризму.
Овербукинг – это практика продажи большего количества авиабилетов на определенный вылет, чем есть на самом деле.
Аналогично бывает и при размещении в отеле. Овербукинг в отеле возникает, когда количество забронированных номеров превышает возможности гостиницы.
В обоих случаях это не что иное, как маркетинговая стратегия компаний, направленная на минимизацию возможных убытков.
Убытки в данном случае могут возникнуть от неполной загрузки самолета или отеля при отказе части туристов от своих мест или элементарной неявки на рейс.
ВАЖНО: каждая авиакомпания ведет статистику загруженности самолетов по определенным направлениям – это и лежит в основе овербукинга.
Скажем честно – компании регулярно продают билеты с запасом и бороться против этого бессмысленно. Ведь по статистике каждый десятый пассажир регулярно отказывается от перелета.
Но бывают ситуации, когда причины сверхбронирования – форс-мажорные. Обычно это связано с заменой лайнера в самый последний момент перед вылетом на менее вместительный из-за технических неисправностей.
Кто чаще всего сталкивается с овербукингом
Предусмотреть или избежать ситуации сверхбронирования – невозможно.
Чаще всего в зоне риска оказываются:
- любители покупать самые дешевые билеты, на которые спрос всегда больше предложения;
- те, кто приобретают билеты непосредственно перед отправлением;
- люди, которые проходят регистрацию в числе последних;
- неторопливые туристы, которые оттягивают до последнего посадку на борт.
ВАЖНО: даже если человек зарегистрировался на рейс – в аэропорту или онлайн – это не дает никакой страховки от овербукинга.
Но есть и такие категории пассажиров, которые менее подвержены риску быть задержанными до следующего вылета.
Среди них:
- транзитные путешественники, которые зарегистрировались сразу на все отправления;
- клиент бизнес-класса и первого класса;
- участники программы лояльности перевозчиков;
- туристы с оплаченным дополнительным багажом.
Чтобы свести к минимуму возникновение неприятностей подобного рода, изучите следующие рекомендации.
Будьте начеку – как избежать овербукинга и узнать о своих правах
Даже если точно знать, что такое овербукинг, полностью обезопасить себя и от попадания в такую ситуацию не получится.
Единственное, что можно сделать, – это ускорить прохождение всех предполетных процедур. Ведь часто улетает именно тот счастливчик, кто первым зарегистрировался и попал на борт лайнера.
Поэтому опытные путешественники советуют не пренебрегать следующими правилами:
- Регистрируйтесь на рейс всегда заранее.
- Если онлайн зарегистрироваться не получилось, на стойку регистрации лучше попасть в числе первых.
ВАЖНО: обратите внимание – часто именно невозможность зарегистрироваться онлайн является первым признаком перебронирования билетов. Если у вас возникли технические сложности при регистрации через интернет, лучше связаться с представителем перевозчика и уточнить, что происходит.
- При перелетах с пересадками закладывайте достаточно времени для стыковок – учитывайте необходимость трансфера в другой аэропорт и как далеко придется ехать, заложите времени и на форс-мажорные обстоятельства.
- Поищите на сайте авиакомпании информацию о гарантиях при сверхбронировании, почитайте отзывы других путешественников – так вы сможете узнать, на что рассчитывать при возникновении этой неприятной ситуации и как компенсировать все последствия.
Последняя рекомендация поможет только, если вы путешествуете лайнерами европейских компаний.
В России овербукинг официально не признается и законодательно не регулируется – авиакомпании ссылаются исключительно на технические причины отмены или задержки перелета.
Не пустили в самолет – как вести себя с представителями российских авиакомпаний
Поскольку ни в одном из законопроектов России не записано «овербукинг что это», значит правильным будет рассматривать ситуацию с позиции задержки или отмены перевозки.
ВАЖНО: постарайтесь выяснить достоверно, на каком основании, зачем и почему вам отказывают в перелете. Велика вероятность, что вас будут уверять, что это произошло по вашей вине и вас, как пассажира, просто нет в списке.
Если авиакомпания признает свою вину, то постарается все решить без лишнего шума и судебных разбирательств.
Наиболее распространенные варианты действий перевозчиков при плановом или техническом овербукинге:
- ищут добровольцев – тех, кто согласен улететь позже, и на их место сажают других пассажиров;
- предлагают места этим же рейсом, но в другом классе;
- компенсируют расходы и отправляют ближайшим самолетом;
- предлагают купоны и бонусы на следующие полеты.
Но не всегда удается найти разумное решение быстро и сразу, особенно это касается выплаты компенсаций.
Если вы намерены получить все варианты возмещений, главное – четкое понимание своих прав и верный порядок действий.
Поступайте следующим образом:
- Добейтесь документального подтверждения факта того, что вас сняли с рейса – подойдите к стойке регистрации с требованием фиксации невылета на посадочном талоне. Самый правильный вариант – если вам укажут точную причину произошедшего, но иногда достаточно и простой фиксации события.
- Связаться с представителем авиакомпании, объяснить ситуацию и выслушать его предложения – быть может, решение найдется быстрее, чем ожидалось.
- Если перевозчик предлагает оформить отказ от билета, он обязан предоставить компенсацию стоимости независимо от условий тарифа.
ВАЖНО: согласие на вылет другим рейсом существенно снижает возможность получить денежную компенсацию, так как договор перевозки будет считать не отмененным, а всего лишь измененным.
- В случае, если вы за свой счет бронировали гостиницу, трансфер или что-то другое, не выбрасывайте платежные документы. На их основании можно составить письменную претензию и возместить дополнительные расходы в течение полугода после наступления события.
Более подробно о претензиях в сфере пассажирских авиаперелетов внутри страны можно прочитать в Воздушном Кодексе РФ.
Обязательно следите и за тем, какие услуги вам будут предоставлены при отсрочке вылета. Обязанности компаний регулируются правилами, утвержденными на федеральном уровне.
Чего ждать и требовать от авиакомпаний России, если вы не можете улететь по их вине
Если вы застряли в любом аэропорту нашей страны – не пустили в лайнер, рейс отменен или задерживается, требуйте от авиакомпании:
- организованное место для хранения багажа;
- возможность позвонить или воспользоваться сервисом электронной почты – 2 звонка или письма после двухчасового ожидания;
- если вы путешествуете с детьми, вам должны предоставить в аэропорту отдельное помещение – комнату матери и ребенка;
- напитки и питание. Утолить жажду можно будет после 2 часов пребывания в зале ожидания, а поесть – через 4 часа. Если вылет откладывается надолго, питание должно предоставляться регулярно – с шестичасовым интервалом днем и восьмичасовым ночью;
- проживание в отеле с бесплатным трансфером до него – после 8 часов ожидания днем и 6 – ночью.
ВАЖНО: все услуги по питанию и размещению пассажиров в период ожидания полета должны предоставляться бесплатно. Но за условия повышенного комфорта перевозчик вполне законно может потребовать деньги – их возместить можно только в случае подачи соответствующей письменной претензии.
Иначе обстоят дела с перебронированием билетов в Европе. И главное отличие в том, что такая ситуация обозначена в законах и правилах осуществления перевозок воздушным транспортом, то есть пассажирские права законодательно защищены.
Овербукинг в Европе – принципиальные отличия и неожиданные бонусы
В странах, входящих в Европейский союз (ЕС), основные документы в сфере воздушных пассажирских перелетов – регламент от 2004 года и конвенция, принятая в Монреале.
Данные законодательные акты предусматривают обязательства перевозчиков в отношении пассажиров и разные варианты возмещения ущерба от несостоявшихся полетов из-за отмены и задержки рейсов в том числе и по причине овербукинга.
Среди них:
- Услуги службы заботы – питание, размещение в отелях и т. д. – в зависимости от времени ожидания;
- Возмещение вреда за потраченное время на ожидание вылета. Сумма компенсации не может превышать 600 евро и рассчитывается в зависимости от количества часов, проведенных в аэропорту, и дальности полета в соответствии с положениями регламента.
ВАЖНО: денежные выплаты положены, только если пассажир дождался вылета, но прилетел в конечную точку маршрута с опозданием на 3 часа и больше.
- по условиям конвенции – можно возместить дополнительные расходы и иной ущерб, кроме морального, если имеется соответствующее документальное подтверждение.
Обратите внимание, что получить можно выплаты по каждому нормативному документу одновременно. Главное, чтобы условия вылета соответствовали нормативным требованиям, в том числе и по географическому признаку. Национальная принадлежность пассажира не имеет значения.
Положения этих нормативных документов распространяются:
- на вылеты из Евросоюза в другую страну;
- на рейсы, прибывающие в любой аэропорт Евросоюза;
- на внутренние полеты внутри ЕС и соответственно на все европейские авиакомпании.
Более точную информацию о том, попадает ли конкретный международный рейс под условия перечисленных документов, лучше уточнить на сайте авиакомпании.
ВАЖНО: положения турецкого законодательства в отношении международных перелетов соответствуют европейским критериям. Поэтому если вы попали под овербукинг на лайнерах компании «Turkish Airlines» и других турецких перевозчиков, смело требуйте денежной компенсации.
Для облегчения процесса подачи претензии в Европе существуют специальные сервисы, который за отдельную плату берут все хлопоты на себя.
Получить отказ в посадке на борт самолета неприятно в любой стране мира. Главное – не паниковать и заранее запомнить ряд важных правил и советов.
Готовимся к перелету – что нужно помнить пассажирам авиакомпаний
Чтобы грамотно отстоять свои права при любых неприятностях, связанных с задержками авиарейсов, в том числе и в случае отказа в посадке на борт из-за перебронирования, нужно запомнить следующее:
- Не поддавайтесь эмоциям. Важно понимать, что это временное явление, и вы все равно улетите.
- Овербукинг – сверхпродажа авиационных билетов – это всегда политика авиакомпании. Поэтому, если вам говорят, что вас нет в списках пассажиров на рейс, попросите показать подтверждение этого.
- Если есть такая возможность, делайте аудиозаписи всех переговоров. Это может пригодиться в суде в качестве доказательств вины компании в отмене вылета.
- Сохраняйте все документы – особенно при дополнительных расходах.
- Если вы по собственной воле откажитесь от ранее купленных билетов или согласились принять какие-либо бонусы, мили, купоны – денежной компенсации добиться будет сложнее.
- Требуйте полного выполнения обязательств. В противном случае звоните на горячую линию перевозчика. Можно также обратиться в службы защиты потребительских прав.
- Получить денежные компенсации можно и в России, и в странах ЕС. В ЕС сделать это легче, и сумма будет приятнее. Но выплаты не производятся, если перевозчик докажет, что перелет отменен по независящим ни от кого причинам.
- В России суд может присудить возмещение морального ущерба, с европейских перевозчиков такого взыскать не получится.
- Если причина ситуации – коронавирус – выплат производиться не будет. В этом случае осуществляется пересадка пассажиров на ближайший. Возможен также возврат денег за билет.
Добиться возмещения всех причиненных убытков – не так сложно, но главное – запастись временем и терпением.
А что по деньгам – какие выплаты положены, если не попал борт лайнера
Суммы выплат и принципы их начисления различны в РФ и в европейских странах.
ВАЖНО: для международных полетов всегда применяются положения конвенции, утвержденной в Монреале. Она действует и в нашей стране.
Если отменили внутренний рейс российских авиакомпаний, с последних можно взыскать:
- Штраф за нарушение срока прилета в место назначения. Размер штрафа – 25% минимальной оплаты труда за каждые 60 минут ожидания, но не выше половины цены авиабилета. В данной ситуации минимальная оплата труда принимается равной 100 рублям, поэтому размер штрафа – весьма небольшой.
- Пени – 3% от цены билета и не выше затрат на полный перелет. Пени также рассчитывается по часам.
- Возмещение дополнительных расходов, подтвержденных соответствующими документами.
- Компенсацию морального ущерба – в судебном порядке.
Решать дело через суд имеет смысл, когда сотрудники аэропорта или авиакомпании не исполняют направленные претензии, отвечают грубо. В суде можно обжаловать и величину выплат, если убытки были возмещены не полностью.
На европейских международных авиаперелетах можно получить более весомую сумму компенсации.
Величина денежной компенсации пассажирам авиалайнеров в странах Евросоюза, евро:
Причина
|
Период ожидания
|
Дальность маршрута, км |
до 120 минут |
2–3 часа |
дольше 3 часов
|
Отклонение посадки
|
125
|
250 |
250 |
до 1500 |
200
|
200 |
200–400 |
1500–3500
|
300 |
300 |
300–600 |
свыше 3500 и пункт назначения не в ЕС
|
Задержка вылета
|
0 |
0 |
250 |
до 1500 |
0
|
0 |
400 |
1500–3500
|
0 |
0 |
300–600 |
свыше 3500 и пункт назначения не в ЕС
|
Отмена рейса
|
125 |
250 |
250 |
до 1500 |
200
|
200 |
400 |
1500–3500
|
300 |
300 |
300–600 |
свыше 3500 и пункт назначения не в ЕС
|
Выплаты можно получить, если человек узнал обо всех отменах и задержках в срок, не превышающий 14 дней до дня вылета.
На транзитных маршрутах, если человек не попал вовремя в пункт пересадки из-за опоздания предыдущего рейса, можно претендовать на возмещение затрат на полный перелет, включая бесплатный проезд в аэропорт отправления.
Получить выплаты по международному законодательству проще всего через специальные онлайн-сервисы – даже если вы территориально уже вернулись в аэропорты Москвы или других российских городов.
Необходимо зарегистрироваться на нужном портале, заполнить заявление и приложить сканы всех подтверждающих документов. Обычно срок решения вопроса не превышает 3 месяцев, но придется заплатить за услуги портала 25–30% от суммы выплаты.
Если вы стали жертвой овербукинга, оставайтесь спокойными. Главное – четко знать, что требовать от авиакомпании в каждой конкретной ситуации и как получить все возможные компенсации.